Химера: Одинокие и Одержимые. Рецензия.
Сериал «Химера»: одержимые и одинокие.
Российский сериал «Химера» в первом приближении должен повторить все ошибки, свойственные некоторым, да что там некоторым – многим – отечественным продюсерам. Но, увидев Александра Цекало в качестве одного из создателей сериала, я слегка успокоился.
Какие обычно «косяки» в наших сериалах: плагиат из иностранных работ, слабый и, как правило, весьма предсказуемый сценарий, провалы в ритме сериала: первые две серии на одном дыхании, третья – провал, четвертая – из последних сил. Ну и так далее. Не всегда. Но часто. Все чаще.
Странное дело. Сериал построен на общих заимствованиях из культового американского сериала «Во все тяжкие», главный герой не особо успешен и растерян перед лицом неудач, которые сыпятся на него каждые 30 минут: пьющая мама, больной братишка, отсутствие денег на лечение. Если бы ввести английский язык и элемент американских пейзажей – прямо-таки Мистер Уйат в юности в России. И сценарий аккуратно превращает жалкого неудачника Джуса, которого органично играет Эльдар Калимуллин, в настоящего гуру маркетинга в области сбыта наркотиков. И шаг за шагом Джус, как и его заокеанский дядя, подбирается к идее создания своей клиентской базы через приложение и, чего там мелочиться, продаже франшиз на устройство специальных лабораторий по созданию химических препаратов.
И…
Смахни слезу, сестра. Подави вздох, интеллектуал. Это лишь внешнее и весьма вычурное сходство – весь «дьявол» в другом персонаже сериала. В этом и есть большой класс и «фишка» наших сериалов: по следу племянника мистера Уайта беспощадно идет одержимый идеей борьбы с наркотиками майор полиции, приехавший из Екатеринбурга в Питер оторвать голову Злу и избавить людей от смертельной зависимости.
Майора играет восходящая звезда русского кино Александр Кузнецов.
В гламурно-эротическом сериале «Содержанки» Кузнецов сыграл Альфонса и красавчика, в которого влюбляются и стареющие дамы, и взрослеющие приличные девушки. Тоже. В исторической драме «Сердце Пармы» Александр играет русского князя, очарованного северной девушкой-колдуньей. Образы разнятся. Кузнецов атлетически сложен, немногословен, обаятелен, умён. Но в «Содержанках» он как будто слишком простоват. Для князя он как-то слишком задумчив и нерешителен. Его нос боксера и безжизненные серо-голубые намекают на то, что у актера есть огромная потенция не просто что-то сыграть, а выразить истинную драму Жизни. И в сериале «Химера», несомненно, одаренный Актер играет удивительным образом и Возмездие, и Зло. Одновременно.
Его раздвоение не может не впечатлять. Майор борется с воротилами наркомафии, но теряет любимую девушку. Он предупреждает ее, но она не слушает. Бывшая жена хочет быть с майором, но его сердце принадлежит ежеминутной борьбе со Злом. Он зверски избивает наркоманов и дилеров, но не убивает самого главного Capo, потому что идет оперативная разработка. И он честен – он на себе поставил крест. Ведь Майор – это удивительная и привлекательная и сексуальная Шаровая молния. Fireball, как спели бы Deep Purple.
И на пути у майора, ищущего себя в сражении с двумя дьяволами, которых блестяще играют матерый Игорь Миркурбанов (Лаваш) и осторожный Егор Корешков (Татарин), возникает истинный творец Зла – юный Джус, одержимый идеей создания нового Apple. Утверждения Джуса отражают идеи либеральной экономики и эстетки глобализма: 1) парочка Возняк и Джобс, где программисты полностью уступили менеджерам; 2) Если ты живой, не веди себя, как мертвый; 3) Новые идеи сильнее старых, и тут образ Марка Цукерберга нависает над фильмом. Джус ненавидит нищету. Но и деньги для него не главное. Джус – за идею. Майор – тоже.
Если победа зависит от ума – мы победим, говорит Джус. Но эта история не приживается в Питере.
Однако нового Фюрера-Джуса надо остановить. Майор остро чувствует его след. Не обходится без китайцев, ну, это неотъемлемый аксессуар уже многих наших сериалов.
Жестокость усиливается с каждой серией. «Мы не можем победить зло, но можем его контролировать», – заявляют коррупционеры от власти. Майор не верит. Никому.
Он снова и снова из добрых намерений порождает насилие, которое порождает насилие, которое порождает еще одно насилие. Майор одержим идеей Возмездия. Но он ничего не создает…
Ведь он мертвец. А желательно не путешествовать с мертвецом.
Талант «Химеры» в том, что борьба со злом внезапно остро и больно превращается в само Зло.
Это острый фильм о глубоком одиночестве двух героев, которые так и не смогли никому поверить. И никого не смогли полюбить.
Someone born for sweet delight, someone born for the endless night…
И это надо увидеть. Мне кажется.